Проект «Оценка и методическая поддержка процесса информатизации образовательных учреждений в регионах проекта ИСО»
Проект «Информатизация системы образования» (ИСО portal.ntf.ru) направлен на поддержку реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и содействие в обеспечении доступности, качества и эффективности образовательных услуг в системе общего и начального профессионального образования на основе использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
Работы, проводимые в рамках проекта, направлены на создание условий для системного внедрения и активного использования новых информационных и коммуникационных технологий в работе учреждений общего и начального профессионального образования. В результате проекта большинство образовательных учреждений (ОУ) в пилотных регионах (Республика Карелия, Хабаровский край, Красноярский край, Ставропольский край, Пермский край, Челябинская область и Калужская область) должны перейти на новую ступень использования ИКТ в учебном процессе: создавать условия для творчества педагогов и самостоятельной работы учащихся, гибкой организации процессов учения и обучения, использования цифровых образовательных ресурсов, использования средств ИКТ в учебном процессе и при решении задач управления школой.
В конечном итоге, информатизация образовательного учреждения подразумевает:
- Изменение содержания, методов и организационных форм образовательной деятельности;
- Изменение форм и методов управления образовательным учреждением;
- Использование принципиально новых образовательных инструментов и ресурсов.
Одной из важных задач организаторов и исполнителей проекта является методическая поддержка и оценка этих изменений.
Кластерная модель
Существующие на сегодняшний день методы оценивания состояния информатизации ОУ ориентируются преимущественно на технологические показатели (оснащение средствами ИКТ, количество компьютеров на одного ученика, подключение к Интернет и т.п.) и оказываются неэффективными. Требуется применение новых методов комплексной оценки развития процесса информатизации, которая учитывает, наряду с техническим оснащением и подготовкой педагогов, изменения в организации учебного процесса, появление новых методов учебной работы, накапливающиеся институциональные изменения. С этой целью в процессе разработки проекта ИСО было предложено использовать в качестве одного из индикаторов успешности проекта «число общеобразовательных школ и учреждений начального профессионального образования в регионах проекта, повысивших уровень информатизации учебного процесса». Этот индикатор должен отражать совокупный вклад всех компонентов проекта в развитие информатизации ОУ. Он должен косвенно оценивать изменения в содержании и методах учебной работы, которые связаны с внедрением ИКТ в практику учебной работы, реальный уровень использования и востребованности новых информационных технологий в образовательном процессе. В отличие от других индикаторов проекта, которые могут быть оценены в «натуральных» показателях, новый индикатор требует применения специальных методов оценивания.
Разработчиками проекта была предложена методика, основанная на кластерной модели. В этой модели после компьютерной обработки специализированных анкет, где состояние информатизации всех школ-участниц проекта определяют около 60 параметров, школы, имеющие близкие состояния, объединяются в группы (кластеры). В каждой такой группе определяются типичные (фокусные) школы. Для иллюстрации своего опыта команда фокусной школы совместно с методической службой проекта готовит историю, иллюстрируя ее конкретными примерами из собственной практики, и программу информатизации школы.
Описание фокусной школы позволяет судить о состоянии информатизации всех школ этого кластера.
Программа информатизации фокусной школы, разрабатываемая при поддержке специалистов-методистов, может служить ориентиром для других школ группы, к которой принадлежит фокусная школа.
С помощью специального программного обеспечения организуется доступ к информации о фокусных школах и составе кластеров. Таким образом, изучая и опираясь на опыт фокусных школ своего и соседних кластеров, каждое ОУ выбирает себе цели и разрабатывает свой путь передвижения внутри своего кластера или перехода в соседний кластер. Это возможное передвижение оформляется в виде годовой программы информатизации данного ОУ.
Для определения успешности ОУ в реализации программы информатизации через год проводится повторное анкетирование. Обработка данных анкет позволит судить об изменении состояния школы. Переход из одного состояния в другое интерпретируется как изменение уровня информатизации учебного процесса в этом ОУ.
Работа методической группы
- В рамках кластерной модели действует методическая группа, основными задачами которой являются:
- Консультирование специалистов межшкольных методических центров (ММЦ) и региональных координационных центров (РКЦ) системы межшкольных методических центров по вопросам разработки и реализации программ информатизации.
- Подготовка и предоставление через систему РКЦ-ММЦ для образовательных учреждений в регионах проекта ИСО типовых решений (организационных, педагогических, технических), поддерживающих процесс информатизации школы.
- Разработка типовых программ информатизации в рамках кластерной модели.
- Организация на базе одной из фокусных школ работы по описанию опыта информатизации образовательного учреждения, оказание ей методической помощи, в том числе:
- помощь в размещении материалов об опыте информатизации ОУ на сайте школы,
- подготовка библиотеки с материалами, содержащими описание её опыта,
- организация взаимодействия школы с другими школами, которые обращаются к ней за опытом, как к фокусной школе.
- Организация библиотеки методических материалов на сайте проекта.
- Поддержка методического форума и «горячей линии».
План работы, ожидаемые результаты
Проект «Оценка и методическая поддержка процесса информатизации образовательных учреждений в регионах проекта ИСО» рассчитан на период с августа 2006 года по май 2008 года.
Ежегодно в ходе выполнения проекта проводится сбор и обработка данных для оценки интегрированного индикатора успешности ОУ в процессе информатизации и определения места ОУ в пространстве возможных состояний в рамках кластерной модели. На основании полученных оценок вырабатываются рекомендации по разработке и корректировке программ информатизации ОУ.
В течение всех этапов проекта на сайте проекта постоянно работает методическая группа, поддерживающая «горячую линию», формируется библиотека методических материалов и представляются лучшие программы информатизации школ с анализом их выполнения.
На заключительном четвертом этапе проекта (ноябрь 2007 года – мая 2008 года) на основе комплексного анализа результатов процесса информатизации для образовательных учреждений в регионах проекта ИСО подготавливаются типовые решения (организационные, педагогические, технические), поддерживающие процесс информатизации школ.
Ожидается, что, в результате реализации проекта будет, во-первых, отработана эффективная современная система обмена опытом, руководствуясь которым, школы смогут подготавливать и осуществлять реальные программы развития.
Во-вторых, будут подготовлены и предоставлены через систему РКЦ-ММЦ для образовательных учреждений и органов образования в регионах проекта ИСО типовые решения (организационные, педагогические, технические), поддерживающие процесс информатизации школы, а также рекомендации по повышению уровня информатизации.
В-третьих, будет оказана реальная и конкретная помощь образовательным учреждениям, участвующим в проекте, по разработке и реализации программ информатизации ОУ.
В-четвертых, будет отработана система подготовки, сбора и анализа данных для ежегодной оценки числа общеобразовательных школ в регионах проекта, повысивших уровень информатизации учебного процесса, при этом наряду с техническим оснащением ОУ будет оценены и процесс подготовки педагогов, и изменения в организации учебного процесса, и появление новых методов учебной работы в рамках проекта ИСО
Дополнительно см : http://ims.e-publish.ru