Технологический семинар Хаттера – обсуждение нанотехнологий

 

В период с 12 по 16 января 2009 г. в Лондон проходил 7-ой Технологический семинар Хаттера «Нанотехнологии и материаловедение. От исследования до школьного класса», на который были приглашены ведущие  мировые эксперты в области нанотехнологий.

 

Также в семинаре принимали участие 18 преподавателей и специалистов ОРТа из 11 стан (Аргентины, Израиля, Италии, Литвы, Мексики, России, США, Украины, Франции, Чехии и ЮАР).

 

В течение недели ученые из Великобритании, Израиля и США проводили в офисе ОРТа лекции, мастер-классы и презентации, стремясь максимально полно очертить перед собравшимися перспективы развития нанотехнологий.

 

Среди гостей семинара был  директор Международного центра Конкорд Консорциум г-н Борис Беренфельд, который  вот уже почти 20 лет занимается разработкой методики обучения студентов в процессе осуществления совместных научных проектов, а также созданием нового поколения учебных пособий по физике, химии и биологии, в которых используются атомарные и молекулярные математические модели.

 

«Я глубоко убежден, что также как в 1980-е мы говорили о компьютерной грамотности, сейчас настало время говорить о молекулярной и атомарной грамотности, об обучении новых поколений учащихся нанотехнологиям. По нынешним оценкам, к 2020 г. более 800 наименований продуктов нанотехнологий станут доступными массовому потребителю. Нанотехнологии обладают потенциалом для создания большого количества новых устройств и материалов в сфере медицины, электроники, энергетики, легкой промышленности, обороны и даже компьютерной техники», - заявил г-н Беренфельд.

 

Г-н Беренфельд, который является одним из  нескольких ученых, активно участвовавших начале 1990-х в процессе возрождения деятельности ОРТа в России, также отметил, что ОРТ прекрасно подходит для продвижения обучения нанотехнологиям в старшей школе: «У ОРТа с начала XX века накопился большой опыт в  обучении самым передовым технологиям, начиная от электричества, затем электроники и, наконец, вплоть до высоких технологий. Поэтому для ОРТа естественно быть теперь в первых рядах  обучения нанотехнологиям».

 

«Почему учащиеся должны предпочесть изучение нанотехнологий? Недостаточно просто сказать им, что это важно: необходимо мотивировать их, привлечь к практическим исследованиям, снабдить инструментарием, который даст им ответы на их вопросы», - уточняет г-н Беренфельд.

 

В течение недели кроме мастер-класса г-на Беренфельда «Молекулярный инструментарий: работа с атомарными моделями в процессе подготовки к профессиональной карьере в сфере нано- и биотехнологий» участники семинара смогли познакомиться с выступлениями других ученых: профессора Лесли Коэн, руководителя лаборатории физики твердого тела Имперского Колледжа (Лондон), о введении в нанотехнологию; Сергея Гордеева, старшего лектора  кафедры физики в Университете Бата,  о проблемах современной электроники и перспективах использования молекул в качестве составных элементов электроники будущего;  Марка Медовника, руководителя группы  материаловедения Королевского Колледжа (Лондон), об исследовании сути различий между живой и неживой материей, вопроса, который однажды может привести к созданию самовосстанавливающихся искусственных объектов.

 

На семинаре также были представлены презентации: профессора  фармацевтической нанотехнологии из Университета Ноттингема Клива Робертса о текущих исследованиях в данной области, новых продуктах, их разработке и дальнейших перспективах развития; Симона Хенли, исследующего нанотехнологическое применение импульсного лазера в институте передовых технологий Университета Сюррея,  об использовании наноматериалов в телеметрии, электронике, энергетике и здравоохранении; а также видеоконференция с профессором химии Техниона (Израиль) Ури Пескиным с обсуждением нового модуля в учебном плане преподавания химии в Израиле, охватывающего весь спектр, от нанохимии  до микроэлектроники.

 

Предприниматель Кам Мемарзиа представил участникам семинара первую,  научно выверенную  интерактивную трехмерную обучающую игру «NanoMission», предназначенную для повышения уровня понимания нанотехнологий среди школьников. Цель этого продукта, который мог бы хорошо взаимодействовать с современными компьютерами, установленными в  школах ОРТа, состоит в том, чтобы  привлечь талантливых подростков к миру нанотехнологий, побуждая их выбрать эту сферу деятельности в качестве будущей карьеры.

 

Один из участников семинара, заместитель директора ОРТа в странах СНГ и Балтии Сергей Горинский описывает свои впечатления от участия в семинаре: «Честно говоря, я был настроен несколько критически к теме семинара. Уж больно далеко это от реального содержания курсов физики, химии и биологии… Но, пообщавшись с коллегами из разных стран, я увидел, что введение в сложившиеся в течение десятилетий школьные программы  элементов, связанных с новейшими достижениями науки и технологий, очень важно для мотивации школьников. 

 

Для меня, как для бывшего вузовского преподавателя, всегда было важно, чтобы школьники достаточно глубоко знали математику и классическую физику. Остальному я научу их сам. Если один из студентов знает глубоко эти основы, но ничего не слышал про полупроводники, то это не беда. А вот если другой студент слышал на уровне заголовков про нанотехнологии и квантовые переходы, но у него не развито математическое мышление, то мне с ним уже делать нечего.

 

Но есть еще такая вещь, как человеческая психика. Ученик, которому заложили на прекрасном уровне основы классической науки,  выходит из школы с представлением, что в науке и технологиях уже все сделано. Ньютон заложил начала, а Эйнштейн все завершил. Так зачем ему идти на физфак или физтех?

 

Вот потому-то и очень важно мотивировать будущих разработчиков и пользователей новых технологий. И изучение нанотехнологий может стать прекрасным инструментом ориентации школьников на карьеру в области естественных наук и современных технологий. Некоторые  участники семинара показали, как на уровне старших классов можно не только рассказать, но и показать, как современные нанотехнологии, используются для решения таких повседневных проблем, как, например, … поддержание в чистоте окон наших домов.

 

В ближайшее время мы получим от наших коллег в Лондоне материалы семинара и сделаем их доступными для учителей школ ОРТа в странах СНГ и Балтии».

 

Елена Даровская, преподаватель физики, астрономии и природоведения из Московской технологической школы ОРТ (ГОУ СОШ № 1299) отмечает: «Программа семинара была составлена так, что каждый из участников семинара: биолог, физик,  химик, преподаватель ИКТ, -  находил, что-то новое и интересное в предложенных их вниманию выступлениях.  Разнообразны были не только темы, но и формы деятельности участников семинара: от традиционных лекций  до изучения материала в форме компьютерной игры, работы в особой интерактивной учебной среде.

 

Неизгладимое впечатление произвела на участников выставка BETT, посещение которой так же было заложено в программу семинара. Интерактивные среды обучения, разнообразие компьютерных образовательных программ, огромное количество интерактивных досок со встроенными интерфейсами и образовательными библиотеками, USB-микроскопы с увеличением до 500…».

 

Евгений Содин, преподаватель технологии из Учебного центра ОРТ в Харьковском технологическом лицее МСУ №9, хотя и замечает, что большая часть тем семинара была ориентирована на преподавание в высшей школе, пишет: «В целом семинар очень понравился, было много интересных тем... По результатам семинара я уже спланировал и частично провел в пятых и шестых классах занятия «знакомство с нанотехнологиями». Для пятых-шестых классов только азы, а для старших классов, у которых уже есть биология и физика, можно рассказать и поподробнее, спланировать серию занятий».

 

Ангеле Бородинене, преподаватель физики и астрономии из Вильнюсской еврейской средней школы ОРТ им. Шалом Алейхема, так описывает свои впечатления: «Понравилась творческая и дружная работа. Меня приятно удивила организация семинара – она была на очень высоком уровне. И я хотела бы сказать слова глубокой благодарности ОРТ за возможность совершенствования!».

 

В ходе семинара генеральный директор Всемирного ОРТа Роберт Зингер выразил признательность Сэру Морису Хаттеру и его семье за поддержку, которую они оказывают ОРТу в деле повышения квалификации преподавателей и предоставления им возможности ознакомиться с самыми передовыми методиками преподавания технологий будущего.

 

 

Ирина Силаева , руководитель отдела PR,

ОРТ в России, Беларуси и странах Средней Азии